Статьи

Яна Савенкова: «Чтобы открыть достойный ресторан, нужно уметь хорошо считать и окружать себя лучшими в своем деле»

Осенью московская гастрономическая публика ждёт открытие нового ресторанного проекта на Тверской улице. Сильная команда кухни, международная система постановки сервиса, социальная миссия проекта — всё это не может натолкнуть на вопрос, чей же это проект? Мы связались с владельцем холдинга «Оникс.групп» Яной Савенковой, чтобы узнать о проекте побольше.

Яна, вы хорошо известны в профессиональных кругах, связанных с финансами и инвестициями, как одна из самых молодых бизнесвумен, кто заработал свой первый миллион в 19 лет. Но теперь вы так неожиданно ворвались в гастрономический мир столицы. Это произошло случайно?

- Я не верю в случайности. Я знаю, что есть причинно-следственная связь. Каждый ваш шаг - причина того, что вы получите в будущем. Поэтому могу с уверенностью сказать: случайности не случайны. Конечно, мой опыт в сфере финансов ощутимо помогает всей моей команде. Можно не уметь готовить, занимаясь ресторанным бизнесом, хотя я умею (смеется), но уметь грамотно строить бизнес-модель и просчитывать риски управленец обязан. Потому что для хорошей кухни нужен чёткий сильный шеф, а вот модель за вас вряд ли кто-то просчитает правильно и честно. Для моей команды переход в сферу гостеприимства был закономерным. Ну и, конечно, важно, чтобы бизнес находил в вас отклик. Для меня этот принцип фундаментален. HoReCa такой отклик нашла.

Вы всегда любили учиться, я слышала, что на первом курсе профессор вашей кафедры отобрал вас для работы в команде Гранта Правительства РФ, это правда?

- Правда. А откуда вы узнали? Я не часто рассказывала о об этом периоде жизни. Я поступила в МЭСИ (ныне Плешка), потому что это был один из тех ВУЗов, после окончания которого не требовалось подтверждать диплом за границей. На первом курсе мой куратор, профессор экономических наук, пригласила меня в свою команду. Я сильно удивилась, ведь в ней были взрослые магистры и кандидаты наук. Но вызов приняла и дала согласие. Работа кипела. У меня был свой блок «Управление человеческим капиталом и его формирование». Проект мы успешно сдали, и я получила официально деньги в кассе университета. Это была большая сумма. Я купила свой первый ноутбук. Я получила приглашение от известной иностранной компании и год спустя стала Управляющим активами со своим пулом инвесторов.

Крупной покупкой в ресторанной сфере стала Touch of Matcha известной группы Левченко? Чем вы руководствовались в выборе этого места?

- Да, в 2022 в холдинг вошел матча-бар, мы называем его “Матча”, это наша любимица. Мы купили её у братьев Левченко. Хотя были и те, кто отговаривал от покупки. Но я видела её потенциал, и то, насколько мощно можно его использовать и развить. Я чётко понимала, что моя команда может решить те вопросы и проблемы, которые мешали росту заведения. Мы внесли изменения в интерьер, меню, стратегию маркетинга и продаж. И результат не заставил себя ждать. Всего 4 месяца спустя ресторан увеличил размер выручки вдвое. Мы решили непростые задачи, в том числе с поставщиками, но именно знания в области финансов и экономики дали нам возможность справиться так быстро. Сейчас выручка стала х3. В планы холдинга входит открытие нового ресторана, который станет флагманским.

В начале интервью вы говорили об отклике. Какой отклик нашла у вас Touch of Matcha?

- У «Оникс.групп» есть своя философия и миссия бренда. Мы руководствуемся ими при совершении каждого нового шага. “Вы есть то, что вы едите”, а качество жизни напрямую зависит от потребляемых продуктов. И поскольку в современных реалиях мегаполиса люди всё чаще питаются вне дома, задача холдинга - поддерживать высокий уровень качества жизни людей посредством еды в наших ресторанах. Кухня и сам принцип матча-бара отлично реализуют миссию «Оникс.групп»: дарят живительный глоток зелени и природы жителям каменных джунглей (символично ресторан находится в Москва Сити), Наши рестораны пропагандируют принципы долголетия. И это не про “пп” и диеты. Это про качество продуктов и сервиса. В современных реалиях это жизненно необходимо человеку в независимости от его профессии, социального статуса, пола и возраста.

В Touch of Matcha, к примеру, мы полностью отказались от белого сахара, в блюдах животное молоко заменено на альтернативное (тут тоже целая история, потому что найти хорошее сложно). Мы находимся в постоянном поиске хороших фермерских продуктов. Вот сегодня у нас дегустация Никколини от известного в гастрономических кругах французского фермера.

Но еда — это только пол продукта. Вторая половина — это сервис и концепция заведения. Я вообще часто меняю фразу “ресторанный бизнес” на “сферу гостеприимства”. Это в корне меняет подход. К нам приходят в гости, у нас отдыхают, получают эмоциональную разгрузку, отвлекаются от суеты. Тем самым увеличивается срок и качество жизни.

А как вы придумываете блюда?

- Сезонно будут выходит специальные меню в коллаборациях с известными диетологами и нутрициологами. Наука не стоит на месте, поэтому наша задача следить за новостями и открытиями в области долголетия. Важно не отставать и идти в ногу с медициной. В особенности превентивной.

Яна, такие, как вы, люди обычно развиваются активно и стремительно, есть идеи для новых проектов?

- Проекты у нас расписаны на годы вперёд. В данный момент работа ведётся над новым рестораном в районе Тверской. Там совершенно другая кухня и концепт ресторана. Меню ставит шеф-повар со звездой гида Мишлен. И конечно у заведения серьёзная социальная миссия: это будет важной точкой на карте столицы. Пока имена называть не буду. Могу только сказать, что высокий уровень сервиса будет задавать Всероссийская Академия гостеприимства.